kozlovekb9 (kozlovekb9) wrote,
kozlovekb9
kozlovekb9

Category:

ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ. Сказание о звере мамонте. 1730.

ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ.
Сказание о звере мамонте. 1730.
(по: В.Н. Татищев. Избранные произведения. Под общей редакцией С.Н. Валка. Ленинград «Наука», 1979).

 Сказание о звере мамонте, о котором обыватели  сибирские сказуют, якобы живут под землёю, сих о том доказательствы и других о том различные мнения.

  СКАЗАНИЕ ОБЫВАТЕЛЕЙ
*1. Сей зверь, по сказанию обывателей, есть великостью с великого слона и больше, видом черн, имеет у головы 2 рога, которые по желанию своему двигает тако, якобы оные у головы на составе нетвердо приросли были.
*2. Оной зверь живёт всегда под землёю, с места на место приходит, очищая и предуготовляя путь себе имущими рогами, якобы некоторыми снастьми, но не может никогда на свет выттить; когда же так блиско к поверхности земли приближается, что воздух ощутит, то умрет. О пище его не что иное мнят, как токмо самая сущая земля, притом же некоторые сказуют, что он не может в тех местах жить, где люди на землю поселились, но ударяется в места пустые ненаселенные.


*3. Находят оного зверя кости рыбаки и за зверьми ходящие охотники нечаянно  наиболее в странах северных, яко в правинциях Тунгусской, Якуцкой, Северной Даурии,  Обдории, Удори, Кондории и Угори, на местах иных, токмо при реках, где водою берег обмоет и земля обвалится,  то таковые кости означаюца, или частию ещё в горе торчащие а во глубине  неравно, саженях в двух двадцати (десяти?) и глубже от поверхности, или упадают и при береге поверху воды и в воде лежащие подъемлют. И хотя обретаются разные кости, яко головы, позвонки, ребра, голени, и протчия, однако ж протчих всех, кроме рогов, не берут, понеже токмо сии во употребление годны. Оные ж рога как в великости, так и в состоянии неравны, некоторые бывают малы, длинною мало больше аршина, толщиною в прорезе коренном в вершек, другие длинною аршин близ 4-х, толщиною вершков пяти и толще, весом величайшие пуд до семи. Состоянием некоторые очень свежи и тверды, другие мало, иные весьма згнили; цветом здоровыя белы, а повредившиеся разны, то есть белы, желты и почернели. И понеже для неудобного образа есть кривизны и великой тягости, к ношению в далеко лежащие домы выносить неудобно, ибо в некоторых местах воденного пути и скотов, на чем бы вывесть, не имеют, того ради разсекая оные на удобные части, вынося, продают токарям, рещикам и купцам, торгующим в Китаи, где оные ценою высоко купят; немало же количество привозят в Москву.
*4.  Удостоверяю сии их мнения последующими доказательствы:
1) якобы некоторым случалась видеть цело и ни в чём поврежденное тело; другие сказуют, что хотя тела не видали, но рога оные их гор выламывали с кровию, а потому мнят за верно быть от Живаго или недавно умершего, но целого тела; 2) неравностью великости и состояния, якобы тем свидетельствовалось, что есть старые и молодыя; кости же гнилые от таких, которые давно померли и погнили, а свежие от недавно умерших; 3)видали, где он ходит, сказуя, что над ним с великими лесами подымается великими буграми, а позади ево падает и остаются глубокие рвы и леса падают; таковых ям показуют там на разных местех множество; 4) что они от жительства бегут, якобы явно из того, что в странах к югу, где наиболее людей населилось, тамо редко и то более гнилыя, а в странах северных, где малолюдно, боле свежие находятся.
 Сим обывательским сказаниям многие верили и за истину не токмо описали, но и начертанием изобразили, другие же хотя не в чем сумневались, однако же, не ведая всех нужных обстоятельств, различные и нимало с сущею вещию несходные мнения восприяв, толковали. Случилось же мне от шведских знатных пленников слышать, что они оного зверя сами видели в ночи чрез реку плывуща, а образа и цвета его за темностию видеть не могли.

О МНЕНИЯХ РАЗНЫХ
*5. В разсуждениях о сем зверке различные мнения слыхать мне случилось, и хотя большая часть неискусных, нежели благорассудных, сказание обывателей за истину приемля, доводами утвердить искали, благорассудныя же никогда верить и по мнению обывателей толковать хотели. Однако ж для большаго числа первых и по сказаниям обывателей за ближайшее согласие оных во-первых представляю, которые утверждают тако.
*6. Зверю под землёю жить и ходить не есть противо естества, понеже, видимо, другие с сим сходную или мало разную природу имеют, яко слепощек, который хотя глаз имеет, и как скоро на свет выдет, умрет; другие же хотя некогда на верх земли и выходят, обаче живут и от места к месту преходят более под землёю, нежели по верху, яко крот, хорь и сурок. 2) Роги оные хотя внутреннею истностью протчим рогам зверей и скотов не подобны, обаче видя, что олени и лосиныя роги також скотским не подобны, то тверже, то можно быть другим и ещё тверже; образ же сих по кривизне более бычачу рогу, нежели слоновию зуцбу, подобны, а великостью далеко оных превосходят. 3) Для стуж долговременных и сущее слонам несносных никоим образом в те краи зайтить невозможно, ибо и под пятьдесят градусы широты без особливого хранения и теплых покоев жить не могут; а хотя б коим случаем и зашли, то так многаго числа в оном месте  быть не могло, ибо каждогодно таковых до пятидесяти и более в продаже бывает. 4) Ежели не мнят о потопе, как видно таковым образом в Европе под землю некоторые кости и протчее находятся, но все или в трут згнило, или окаменело, и токомо образ бывшей вещи показуют, существа же нимало не имеют, а сии свежи и тверды. 5) Ежели б  живые звери были на земли, хотя иного состояния, нежели слон, и стужу сносить могли, то невозможно, чтоб от такого многого числа всегда в лесах обретающихся ловцов укрылись. Но токовые известия, чтоб кто когда видел, не слыхано, а хотя б и то было, оным костям так далеко в землю углубиться невозможно.
*7. Другие мнят быть особному на земли зверю Иева главы 40 стих 10, где сказует о звере бемуте, утверждая последующим: 1)имя бемут и мамонт великой разности не имеют и якобы от пришествия многих лет древнее его имя неправильным изречением пременилось: 2) о действии рогов и силе мнят, якобы в некотором переводе Иев ясно рогами, а не тайным удом назвал; 3) понеже живёт в пустых  и болотистых местах, того ради видеть его никто не может; 4) в таковых болотах  кости их по умертви далеко в землю углубиться могут, а когда те болота стоком воды к реке или обыкновенным парением осушатся, то над ними останется сухая земля; сему мнению наиболее шведские пленники, служа святому писанию, последовали, невзирая, что тамо прикладно сказуется, как о том многие и толковники мнят.
*8. Некоторые мнят быть действу или игре естественной, согласно некоторым (Марксию и другим) естествоиспытателем, которыя о многих камениях, изображениях, утверждают за не сущую вещь образуемого, но за подобие. Оные же, паки разделяяся, одни просто называют игрою естества, другие душею земли, третьи силою или духом семян; но оное более во именах разнствует, нежели в существе действия.
*9. Большая часть благорсудных разсуждают, что оные не суть роги, но зубья и сущее слоновые, с которыми никоей разности во внутренней истности и образе не имеют. Но о прирожении  (покривление же их не есть доказательное, чтоб все равное имели, ибо ретко целых видеть случается, может же быть, что другие гораздо премяе находятся. Что   же величества их касается, оное может быть что и ныне таковые  в Цейлоне  сыскаться могут, или в древние времена слоны были больше, да и в Сибири редко так чрезвычайно великие находятся, которое может до чрезвычайности почесться, как и между протчими животными случается. Неравность состояния их приписуют неравности земли, ибо в местах, где какие либо соли, от гнитья удерживающии, обретаются, то могут таковые кости долгое время бес повреждения побыть, а в другие места, не имея таких солей, скоро повреждают, яко в различных вещах сие доказуется)  в си места разнствуют, и сущее трояко рассуждают.
 В первых, случалось мне слышать от некоторых шведов, доказывающих, что народы древние в Сибири, кроме недавно пришедших татар, то-есть остяки, вотяки, тугнусы и протчие, суть отродия исраильтян преселенные 10 колен.  О сем един не постыдился в Штокгольме и книгу написав,  печати предать, обаче имени своего не объявил. Сии мнят, что жиды, идучи чрез горячие места, множество слонов с собою завели, которые от стуж померли  и чрез долгое время м землю углубились.
  Другие, не приемля оного, лучшую историю вымыслили, что Александр, воюя, в сих местах быв, множество слонов мог иметь, от которых так многое число костей  в землю углубилось и находятся; инии же мнят чрез военные же случаи от китайцов и других народов слонам быть заведенным. Доказательство же от гистории всех равное, что от древности писания распропали.
   Третьи  мнят, якобы слоны из стран тех, где и ныне живые обретаются, во времена потопа стремлением воды занесены и, в тогдашние великое земли восмущение тягостию углубяся, доднесь остались.
  Я же, оставя сии и протчие множайшие о том сказания и мнения, которыя описывать, краткости служа, оставляю, а для познания истинных обстоятельств любопытному представляю.

   https://kozlovekb9.livejournal.com/1363635.html

Tags: Татищев, история, мамонт
Subscribe

  • О Горби

    Горби реально хотел , как говорили тогда, железный занавес, демократизовать СССР. Но он как многие совсем не разбирался в ни в том, что там было в…

  • Читаю "Лис Севера" про Путина книга А. Казакова

    Читаю вот Лис севера Есть интересное. Сама концепция не плохо. Не лево не право, а умеренно или радикально. Путин строит "сетевую…

  • Би-Би-Си хотют понять, чё мы почитаем так Путина

    ВВС-шник у меня спрашивает: - Неужели среди 150 млн россиян нет никого лучше Путина? Как можно понять, что вы опять голосуете за него?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments